Аутсорсинг ИБ – естественна ли потребность?
Информационная безопасность Информационная безопасность

Тема аутсорсинга ИБ в последнее время активно набирает популярность в профессиональном сообществе специалистов по защите информации, а также становится все более заметной на рынке в целом

Главная>Информационная безопасность>Аутсорсинг ИБ – естественна ли потребность?
Информационная безопасность Тема номера

Аутсорсинг ИБ – естественна ли потребность?

Дата публикации:
19.08.2013
Посетителей:
64
Просмотров:
48
Время просмотра:
0.4 мин.

Авторы

Автор
Алексей Лаврухин В прошлом - директор по развитию бизнеса Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»
Тема аутсорсинга ИБ в последнее время активно набирает популярность в профессиональном сообществе специалистов по защите информации, а также становится все более заметной на рынке в целом. Ей посвящаются секции и круглые столы крупнейших профильных конференций, ответственные за обеспечение ИБ в крупных компаниях обсуждают между собой применимость такого подхода на практике, кто-то делится уже приобретенным опытом реализации подобных проектов.

 

 

Прежде чем переходить к системному изложению нашего подхода к решению этой задачи в крупных компаниях, хотелось бы поделиться нашим взглядом на причины возникновения темы как таковой, а также ответить на вопрос: «Является ли спрос на услуги аутсорсинга ИБ естественной потребностью, вызванной ростом уровня зрелости процессов обеспечения ИБ в российских компаниях, либо это искусственно создаваемый интерес к модной нынче теме?». Для этого приведем наиболее часто встречаемые поводы для начала разговора об ИБ-аутсорсинге со стороны потенциальных и реальных заказчиков данной услуги.

В нашей практике нередки случаи, когда крупные компании, особенно финансового и страхового сектора, хотят ограничить «зоны влияния» собственного ИБ-персонала. Задачей обеспечения безопасности информации они занимаются уже довольно давно, поэтому зачастую сложность систем защиты, так же как и количество уникальных компетенций обслуживающего их персонала, достигает высокого уровня. В какой-то момент руководство понимает, что ключевые знания о том, как должны функционировать механизмы обеспечения ИБ, как правильно настраивать средства защиты и управлять ими, содержатся исключительно в головах ответственных за ИБ специалистов. Они не закреплены в полной мере в документальном виде. Поэтому увольнение подобных сотрудников либо переход всей команды в другую компанию приведет к фактической остановке процессов обеспечения информационной безопасности. Топ-менеджмент окажется в затруднительном положении, оставшись с глазу на глаз со всеми ИТ-угрозами и рисками без должной поддержки. Зачастую ситуация усугубляется фактом перехода сотрудников к прямому конкуренту, который вместе с квалифицированным персоналом получает информацию об архитектуре и уязвимостях систем защиты соседа по рынку.

 

Другой пример – компании, активно и успешно отдающие на аутсорсинг обслуживание ИТ-систем как непрофильное для себя направление деятельности (например, ритейлеры). Зачастую в связи с кажущейся на первый взгляд независимостью функционирования основных бизнес-процессов компании от работы ИТ руководство не уделяет достаточного внимания вопросам обеспечения безопасности данных, обрабатываемых информационными системами. Однако рыночная конкуренция требует все более быстрого принятия решений, поэтому степень проникновения ИТ в таких компаниях неизбежно растет. При этом профессиональный ИТ-аутсорсер, обслуживающий системы организации, может гарантировать уровень сервиса в части работоспособности, доступности и восстановления ИТ-ландшафта, но никак не защищенность обрабатываемых данных.

 

Такие компании приходят к осознанию необходимости решения вопросов ИБ по-разному, но обычно вследствие возникновения каких-либо серьезных неприятностей, например утечки незащищенных конфиденциальных данных, или проверки регулятором режима обработки персональных данных на соответствие законодательству. Сразу после этого заказчик обращается к своему ИТ-аутсорсеру с требованием взять на себя в том числе решение задач обеспечения ИБ. Однако тот в подавляющем большинстве случаев разводит руками и ссылается на отсутствие необходимых для такого рода услуг компетенций и инфраструктуры. Тогда заказчику приходится искать подобные предложения на рынке…

 

По опыту мы знаем, что аутсорсинг ИБ также интересен компаниям, на первый взгляд совсем не похожим на потенциального заказчика такого рода услуг. В них служба ИБ имеет значительный штат специалистов, регулярно выделяются бюджеты на покупку и развитие систем информационной безопасности, процессы управления ИБ правильно выстроены, задокументированы и постоянно модернизируются согласно стратегии планомерного развития на 3–5 лет. Однако XXI век не оставляет шанса на успех в случае отсутствия постоянных преобразований, зачастую носящих не эволюционный, а революционный характер. Новые направления деятельности, слияния и поглощения, рыночная ситуация – все это приводит к необходимости изменения существующих и создания новых бизнес-процессов, что в свою очередь провоцирует значительный рост ИБ-рисков.

 

Поэтому в самый неожиданный момент перед службой ИБ возникает задача защиты абсолютно нового для нее сегмента ИТ-ландшафта. Например, построения системы защиты от мошенничества в связи с появлением нового направления деятельности или крупными финансовыми потерями в результате мошеннических действий. При этом сроки, отведенные руководством для запуска сервиса, не позволяют системно подойти к приобретению и накоплению знаний по тематике, планомерно выстроить процессы и аккуратно подобрать соответствующую задаче систему. Выходом в такой ситуации становится использование необходимого сервиса из облака оператора профессиональных аутсорсинговых услуг ИБ с фиксированной ежемесячной платой и отсутствием капитальных вложений. В итоге сервис может выступить в роли и временного спасательного круга, позволив провести полноценный старт этого направления в компании, и постоянного решения.

 

Необходимость использования сервисов ИБ по аутсорсинговой модели может возникнуть и без каких-либо значительных изменений в структуре деятельности компании. Примером может служить возникающая по мере эволюционного развития ИБ потребность во внедрении центра оперативного управления и реагирования на инциденты ИБ (Security Operation Center). И тогда ключевыми проблемами могут стать как стоимость капитальных вложений на лицензии SIEM-решений и затраты на их внедрение, так и необходимость быстрого расширения штата службы ИБ (при мониторинге 24*7*365 плюс 7–8 специалистов). Обосновать и согласовать такое кадровое изменение крайне трудно, а эффективно эксплуатировать систему существующими ресурсами, при этом беря на себя обязательства по высокой скорости выявления и расследования инцидентов, невозможно из-за существующей загрузки специалистов.

 

Приведенные нами примеры возникающих у заказчиков задач показывают, что аутсорсинг ИБ – это реальная потребность рынка. При этом предложений – ответов на спрос – на данный момент явно не достаточно. Мы хотим поделиться опытом и наработками в организации подобного рода сервисов для своих клиентов, о чем и рассказываем в следующих статьях.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Внешняя подушка безопасности

Сегодня уже никому не нужно доказывать, зачем крупной российской компании необходим центр по мониторингу и реагированию на инциденты информационной безопасности (SOC)

Интервью с Анатолием Скородумовым, начальником отдела информационной безопасности банка «Санкт-Петербург»

Если составить список самых обсуждаемых за последний год ИТ-тем в банковской среде, в Топ-5 обязательно войдут проблемы безопасности систем ДБО, перспективы аутсорсинга банковских систем и систем информационной безопасности, а также облачный вопрос. У медали, как известно, две стороны: преимущества новых технологий несут с собой дополнительные угрозы.

ИБ в кризисное время

Рассматриваются пути повышения эффективности информационной безопасности: замена или оптимизация используемых средств защиты, передача ИБ на аутсорсинг

Интервью с Евгением Кукушкиным, начальником управления сетевых и серверных технологий ДИТ ДРЦТ ВГТРК.

Лавинообразное увеличение объемов передачи данных, ужесточение требований регуляторов по информационной безопасности, аутсорсинг ИБ

Круглый стол: «Лаборатория Касперского», Positive Technologies, R-Vision, Group-IB, UserGate и «Гарда Технологии» об изменениях в ИБ-отрасли

Как изменилась роль ИБ-отрасли за последние месяцы? Какова кадровая ситуация в сфере информационной безопасности? Почему далеко не все отечественные ИБ-решения нуждаются в доработке? Как относиться к Open Source (спойлер — единого мнения нет)?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня