ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

А слона в кустах и не заметил…

А слона в кустах и не заметил…

Компании, оказывающие услуги физическим или юридическим лицам, т.е. имеющие большую клиентскую базу, сталкиваются с мошенничеством практически каждый день. Это кредитно-финансовые и микрокредитные организации, операторы платежных услуг, телеком-операторы и др. Активы клиентов – вот самый лакомый кусок для злоумышленников. В то же время ловить рыбу в мутной воде могут и клиенты, что приводит к убыткам уже самой компании. Большинство компаний в таких условиях стараются держать оборону – выстраивают технологический/организационный/нормативный уровни защиты. Но всегда ли она эффективна?

Периодически в СМИ появляется информация о фактах задержания злоумышленников, похищавших реквизиты банковских карт, ключи доступа к личным кабинетам, идентификационную и аутентификационную информацию. Нередки случаи и прямого взлома сервисов ДБО и электронных площадок. Казалось бы, пресечение деятельности таких организованных преступных группировок доказывает эффективность работы правоохранительных органов, а также корпоративных служб безопасности. Все было бы так, если бы не буйная фантазия злоумышленников, изобретающая все новые варианты атак, взломов и т.д.

Согласно официальной статистике VISA за 2013 год, объем мошенничества по банковским картам в России составляет более 50 млн руб., по оценке наших экспертов, эта сумма уверенно переваливает за 1 млрд руб. Pricewaterhouse­Coopers2 кон­статирует, что объем мошеннических операций из года в год увеличивается с завидным постоянством. По оценкам того же аналитического агентства3, в 2011 году от действий мошенников в России могли пострадать порядка 40% компаний.

Рис. 1. Топ 5 видов экономических преступлений, с которыми сталкивается сектор

К сожалению, такая ситуация объясняется 2 ключевыми факторами. Во-первых, если клиент со своей стороны не заботится о безопасности, он рано или поздно обязательно столкнётся с мошенничеством. Например, он может фокусироваться на формальном подтверждении банковской операции и не уделять должного внимания простым признакам, указывающим на факт мошенничества.

Во-вторых, некоторые компании стараются удовлетворять лишь требованиям регуляторов, минимально вкладываясь в безопасность клиентов. Причин здесь может быть несколько:

  • Недостаток финансирования ИБ: бизнес считает безопасность «расходным подразделением» и не готов вкладывать средства.
  • Сомнения в окупаемости вне­дрения антифрод-системы. Встречается мнение, что стоимость решения не должна превышать текущего объема убытков от мошенничества. С этим можно согласиться при условии, что точкой отчета будет не текущий убыток, а общая оценка рисков.
  • Сложность внедрения. Большая часть антифрод-систем нуждается в глубокой интеграции для соответствия высоким требованиям бизнеса и предотвращения мошенничества в момент его непосредственного совершения. При этом серьезная модернизация продуктивных систем – процесс весьма трудоемкий, зачастую он не обходится без привлечения нескольких подразделений компании и производителей решений.
  • Недостаток ресурсов. Как показывает многолетний опыт, ни одна служба безопасности не может похвастаться наличием «свободных», достаточно подготовленных специалистов, которые могли бы организовывать периодическую перестройку систем защиты бизнеса.

Рис. 1. Топ 5 видов экономических преступлений, с которыми сталкивается сектор

Отметим, что бизнес таких вроде бы разных компаний, как банки и телеком-операторы, стал очень близок по характеру некоторых оказываемых услуг. Поэтому данные организации зачастую используют идентичные системы и успешно масштабируют их функционал на новые сферы своей деятельности.

Так можно ли эффективно бороться с мошенничеством в условиях таких ограничений и оправданы ли вложения в анти­фрод-системы? По нашему опыту, да. Более того, развитию систем защиты от мошенничества во многом способствовало именно развитие бизнеса. Сегодня анализ 3/4 клиентских операций должен проводиться online (а иначе будет нечего спасать), необходимо консолидированно контролировать все каналы обслуживания клиентов: от личного кабинета (интернет-банка или сервиса управления услугами) до операторов call-центра. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим обозначенные нами отрасли– банки, телеком – с точки зрения реализации мошенничества и эффективной борьбы с ним.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su