ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Чистый интернет: генеральная уборка

Чистый интернет: генеральная уборка

Количество информации, которую мы потребляем через интернет, увеличивается с каждым днем. Электронная почта на работе и дома, социальные сети, инстант-мессенджеры, skype и другие средства коммуникации – благодаря им мы постоянно на связи. Поэтому чистый интернет – насущная необходимость жителя сети. Его идея заключается в фильтрации трафика для антивирусной проверки и обеспечения контроля при доступе к интернет-ресурсам.

Доступно все, или Жизнь без Google

Корпоративный рынок, не применяющий решений по чистому интернету, – это всегда больший объем трафика по сравнению с контролируемым контентом, риски прямых убытков и неэффективное использование рабочего времени сотрудников. В то время как сотрудники «зависают» в «теневом», неконтролируемом интернете, объем работы, которую необходимо выполнить, только увеличивается. Рано или поздно руководители соответствующих подразделений поднимут вопрос о расширении штата. И не исключено, что топ-менеджмент даст положительный ответ. В результате качество работы не улучшится, а компания лишь увеличит свои расходы.

При отсутствии системы, обеспечивающей чистый интернет, пользователи рано или поздно «поймают» вирусы, шпионские программы, что выведет из строя их рабочие места. Если подобное будет происходить регулярно, ИТ-департамент перестанет справляться с потоком заявок и, в свою очередь, начнет набирать новых сотрудников.

И, конечно, никто не отменял репутационных рисков. Например, сообщения от имени вашей компании может рассылать шпионская программа, которая попала на рабочий компьютер сотрудника с вредоносного сайта.

Корпоративный пользователь, выйдя из офиса, становится обычным домашним пользователем, при этом в сети его ждут аналогичные проблемы. Одна из его главных потребностей – обеспечение защиты детей от «взрослого» контента, который в изобилии встречается в интернете. В отсутствие чистого интернета это можно реализовать, разрешая доступ лишь на определенные сайты. Но такой вариант быстро приводит к тому, что в «черный список» попадают и Google, и Yandex.

Для минимального обеспечения чистого интернета необходимо установить систему, содержащую базу проиндексированных сайтов, разделенных по категориям. При этом пользователь должен сам принимать решение о том, какие категории сайтов ему необходимы, а какие – нет. Подобные системы существуют как для корпоративного, так и для домашнего использования. Так, компания Blue Coat предлагает корпоративным пользователям программно-аппаратное решение, домашним – бесплатную программу K9.

В то же время описанный выше подход не совсем удобен и далеко не всегда результативен. Если говорить о частных лицах, то такая система довольно сложна в эксплуатации (возникают проблемы при инсталляции ПО на разные операционные системы, пользователи часто не обладают должным уровнем знаний). Если обратиться к корпоративному сектору, то позволить себе действительно качественное решение могут только крупные компании по причине его высокой стоимости (оборудование, ПО, работы по внедрению и техническому обслуживанию, содержание собственной команды специалистов). И здесь в игру вступают телеком-операторы.

Голосуют ли абоненты рублем?

Исследование компании «ВымпелКом», проведенное среди интернет-пользователей в пяти крупнейших городах России, говорит о том, что потребность в услуге «Чистый интернет» действительно высока: многие родители озабочены тем, какую информацию получают их дети в интернете, и хотели бы оградить их от сайтов «взрослого» контента. При этом количество абонентов, считающих, что именно оператор должен предоставлять эту услугу, довольно внушительно. Но основной вопрос – есть ли спрос: готовы ли абоненты платить за эту услугу и если готовы, то сколько? Необходимо точно спрогнозировать степень проникновения услуги на рынок. На основании этой информации определяется потенциальный доход, который может принести услуга. В зависимости от него оператор и определяет объем инвестиций, которые необходимы для реализации проекта.

Мы видели разные прогнозы дальнейшего развития событий. Например, по результатам исследования «ВымпелКома», большинство опрошенных (88%) понимают «Безопасный интернет» как защиту от вирусов и вредоносных программ, а практически половина (45%) – как защиту детей от нежелательной информации. Более 70% респондентов полагают, что интернет-провайдер должен предоставлять абонентам решения для обеспечения безопасности. По мнению опрошенных, первое место в рейтинге операторских решений занимает услуга фильтрации контента, второе – защита от вирусов. Из исследования видно, что в городах-миллионниках чистый интернет как услуга востребован настолько, что на него есть спрос. Значительное количество абонентов готовы платить за этот сервис. Сколько – еще открытый вопрос. Ответ на него зависит от конкретной стратегии того или иного оператора. Если телекомы смогут предложить оптимальные пакеты услуг, они получат приток абонентов, что гарантирует дополнительный доход.

Всемирная паутина: категоризация контента

На рынке существуют два класса подобных решений: первый – программно-аппаратный комплекс, установленный на площадке оператора, второй – предоставление услуги из «облака». «Облако» при этом обычно находится за рубежом, но при достаточно большом количестве абонентов (несколько десятков тысяч) системный интегратор или вендор готовы развернуть cloud-среду на площадке провайдера или в дата-центре, который они построят сами. Преимущество второго типа решений для телекомов состоит в том, что забота о масштабировании в условиях прироста числа абонентов всецело лежит на плечах интегратора и вендора – владельцев «облака».

В настоящий момент государство на чинает оказывать заметное давле ние на телекомы и очерчивать зону их ответственности – использование интернета подростками. «Инфосистемы Джет» как системный интегратор имеет опыт работы с несколькими вендорами по этому направлению. Среди наших проектов – реализация «Чистого интернета» для школ, построение пилотных зон для нескольких провайдеров.

Вне зависимости от типа решения в его основе лежат механизмы, обеспечивающие фильтрацию по категориям сайтов. Существует несколько десятков категорий, к которым можно отнести тот или иной сайт. В каждом из решений реализована система автоматического обновления сайтов в этих категориях. Например, когда решение только приходит на наш рынок, российский сегмент «паутины» в нем совершенно не покрыт. Сначала система функционирует в тестовом режиме и аккумулирует данные, которые затем обрабатываются роботами. Статистическая информация позволяет им понять, к какой категории отнести тот или иной сайт. Сайты, находящиеся в «серой» зоне (в их отношении роботы не способны принять решение), распределяются по категориям вручную. Востребована та система, которая позволяет за минимальное количество времени переиндексировать сайт, т. е. отнести его к другой категории. Подобная задача часто стоит перед корпоративными абонентами.

Итак, решения можно оценивать по тому, как быстро в них происходит переиндексация, а также по размеру базы URL сайтов. Также эти системы можно использовать для построения безопасного детского интернет-пространства. Для этого решение настраивается на стороне оператора так, чтобы разрешать доступ на несколько десятков сайтов, остальные попадают в «черный список».

Кто отвечает за чистоту?

В настоящий момент оптимально спроектировать проект внедрения услуги «Чистый интернет» на российском рынке довольно сложно по причине отсутствия у телекомов подобного опыта. В этой ситуации стоит обратиться к европейским практикам (один из ярких примеров – компания Vodafone). Европейские операторы уже достаточно давно предлагают услуги «Чистого интернета». Телекомы вступают в альянсы с интеграторами или вендорами, договариваясь о взаимном партнерстве при предложении и продвижении услуги на рынке.

Абонентскую базу и маркетинговое продвижение в этом случае обеспечивает оператор, инфраструктуру и техническое решение – интегратор или вендор, организация технической поддержки является предметом обсуждения. Иногда Help Desk находится на стороне провайдера, иногда за вторую и последующие линии отвечают интегратор/вендор. При этом применяются финансовые схемы, сильно отличающиеся от тех, которые действуют в корпоративном сегменте.

На рынке Европы присутствует минимум телеком-провайдеров, самостоятельно инвестировавших в подобный проект. Предпочтительны варианты, которые позволяют сократить объем вкладываемых оператором средств, особенно на начальной стадии проекта.

В ноябре 2009 года компания Toluna, специализирующаяся на реализации маркетинговых исследований, провела опрос в Великобритании, посвященный оценке рынка родительского контроля. Результаты исследования показали, что 93% родителей хотели бы иметь больше возможностей для родительского контроля мобильных телефонов своих детей. 84% заинтересованы в использовании систем родительского контроля, если их предоставляет оператор. Более половины родителей (58%) разрешили бы своим детям пользоваться мобильным телефоном, если бы оператор предоставлял услугу «Чистый интернет».

В табл. 1 приведены данные по некоторым операторам, которые предлагают услугу «Чистый интернет».

Табл. 1. Список операторов, предлагающих услугу «Чистый интернет»

Оператор Тип сети
Vodafone UK 2G, 3G
SFR (Vodafone France) 2G, 3G
Jordan Telecom Фиксированная
AIS Thailand Фиксированная
Vodafone Romania 2G, 3G
Vodafone Greece 2G, 3G
Vodafone Netherlands 2G, 3G
Meteor Ireland 2G, 3G
TE Data Egypt Мобильная
Telefonica, Spain Мобильная
3, Ireland Мобильная
WataniyaTel, Kuwait Мобильная
Yemen-TE Мобильная
ZAIN, Kuwait Мобильная
Mobily, Saudi Arabia Мобильная
True Internet, Thailand Фиксированная, 3G
Etisalat, Emarates Фиксированная, 2G, 3G

 

Отметим, что изобретение российскими телекомами собственного решения, скорее всего, будет неэффективным и обернется потерей времени и значительными расходами. В настоящее время западные решения уже пробиваются на наш рынок и пытаются занять эту нишу, обладая наработанным опытом. В итоге может возникнуть ситуация, когда европейский вариант уже завоевал желаемые позиции, а мы все еще «прокладываем шпалы».

Оптимальный путь – это адаптация европейского опыта для нашего «климата». Максимально эффективной здесь будет связка провайдер–интегратор–вендор. Необходимо тестировать решения на ограниченном числе пользователей, и при таком подходе оператор вместе с интегратором рано или поздно выберет подходящее решение. Нужно понимать, что ни одна система не «ляжет» на нашу действительность «один-к-одному», ее в любом случае придется адаптировать. По всем этим причинам интегратор/вендор играют и будут играть и в будущем столь важную роль в схеме предоставления дополнительных услуг.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: