ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

От поставщика «трубы» до сервис-провайдера

От поставщика «трубы» до сервис-провайдера

Дополнительные услуги телекомов – противоречивая тема для самих операторов. С одной стороны, это возможность изменить уже не актуальную для бизнеса схему предоставления сервисов. С другой – перспектива вложения значительных инвестиций с неопределенным сроком их окупаемости. Что делать и, главное, кому? По этим и другим вопросам своим экспертным мнением делится Сергей Артемов, начальник отдела ИБ компании «Киевстар».

J.I.: Сергей Юрьевич, в последнее время в профессиональных кругах и отраслевых СМИ достаточно много говорится о дополнительных услугах, предоставляемых телеком-операторами, значительную часть которых составляют услуги в сфере информационной безопасности. Услуги ИБ и операторы: в чем, на Ваш взгляд, интерес последних?

С.А.: Я не открою Америку, если скажу, что в современной ситуации операторам просто необходимо искать дополнительные источники доходов. Дополнительные по сравнению с теми основными услугами, которые телекомы начали предоставлять еще на заре своего развития. Очевидно, что эра построения бизнеса на реализации объема трафика (операторы сотовой связи продают минуты, интернет-провайдеры – мегабайты) давно закончилась.
Еще один важный фактор –  высококонкурентная среда в данном бизнесе. Многие абоненты используют несколько SIM-карт от разных операторов. И у них есть реальная возможность сравнивать качество предоставляемых услуг. Абонент (при прочих примерно равных условиях) не уйдет от того оператора, который предложит новые и нужные ему услуги. Ключевое слово здесь «нужные». Можно предложить десять инновационных сервисов, следуя модным трендам, но они не будут востребованными. Необходимо внимательно следить за актуальными тенденциями рынка и потребностями абонентов.

J.I.: В то же время о дополнительных услугах пока больше говорят, чем действительно предоставляют… Что препятствует внедрению операторами новых сервисов?

С.А.: Все игроки рынка сейчас очень сдержаны в своих прогнозах относительно доходности от реализации дополнительных услуг. Дело в том, что любая новая услуга предполагает целый ряд действий оператора перед ее запуском – начиная с маркетинговых исследований и заканчивая выбором производителя решения, внедрением и т. д. И каждый этап требует серьезных инвестиций. В то же время делать ставку на 1–2 услуги не совсем рационально. Необходимо запускать сервисы комплексно – формировать портфель. Это ведет к еще большему увеличению расходов на старте проекта. Поскольку не каждый телеком-оператор готов к значительным капитальным инвестициям по этому направлению, развитие сегмента дополнительных услуг идет сравнительно медленно.

J.I.: Ваш прогноз развития событий в данной ситуации?

С.А.: На мой взгляд, операторы (одни – чуть раньше, другие – позже) запустят на рынок 3–5 новых услуг, чтобы «попробовать» их в деле. Конечно, это произойдет не сразу. Для сокращения своих инвестиций операторы будут стремиться к привлечению партнеров – интеграторов и вендоров. При этом изменятся и условия сотрудничества: цепочка «заказчик–поставщик» здесь будет неуместна. Скорее всего, нас ждет появление бизнес-альянсов с новыми для рынка финансовыми условиями. После нахождения оптимальной схемы предоставления сервисов операторы будут предлагать абонентам всё новые услуги.

J.I.: Может ли оператор самостоятельно решить задачу построения платформы для оказания дополнительных услуг?

С.А.: Компетенции специалистов можно нарастить, но насколько это целесообразно? В таком случае телеком-оператору придется реализовывать проект построения платформы, что называется, «в единственном экземпляре», при этом рискуя «собрать все шишки». Более оптимально, как мне кажется, привлечь поставщиков, которые выполняли подобные проекты ранее.

J.I.: Какие дополнительные услуги в сфере ИБ «Киевстар» предоставляет своим абонентам (частным и корпоративным)?

С.А.: Для наших частных клиентов существует услуга, благодаря которой абоненты могут быть спокойными за безопасность своего ребенка в интернет-пространстве в то время, когда он пользуется интернет-услугами «Киевстара» с мобильного телефона. Сервис «Родительский контроль» блокирует содержание сайтов, пропагандирующих жестокость, насилие, порнографию и т. д.

J.I.: Это фиксированный перечень ресурсов?

С.А.: Да, данный сервис является, в первую очередь, социальной услугой: благодаря ей, доступ открыт только к ограниченному перечню безопасных (полезных) сайтов для детей. Перечень одобрен экспертами Института психологии им. Г. Костюка НАПН Украины. Редактировать список сайтов могут только эксперты компании.
Кроме этого, существует услуга «Маячок» на базе технологии LBS, с помощью которой родители могут определять местонахождение своего ребенка, например, не вышел ли он за границы района, где находится школа, и т. п. Также для корпоративных абонентов наша компания реализовала такую услугу, как «Спам-фильтр», позволяющую защитить электронную почту компании от нежелательных почтовых сообщений.

J.I.: Какие новые ниши смогут занять операторы связи благодаря предоставлению услуг ИБ?

С.А.: На мой взгляд, за счет этого они приблизятся к уровню сервис-провайдеров и перестанут быть просто поставщиками «трубы» (в разрезе перечня услуг). Сложно говорить о потенциальных нишах, развитие событий зависит от того, какие именно услуги будут запущены. Но уже сейчас можно утверждать, что компании станут более сервис-ориентированными.

J.I.: Ваши прогнозы: будут ли иметь место массовые альянсы между поставщиками услуг ИБ и провайдерами? Когда это произойдет?

С.А.: Считаю, что будут, и говорил об этом выше. Взаимодействие выгодно для обеих сторон: интеграторы и вендоры будут искать операторов для реализации проектов, операторы же станут привлекать партнеров для уменьшения капитальных инвестиций. Когда это произойдет? Думаю, в ближайшие 2 года рынок должен начать меняться.

J.I.: С чем, на Ваш взгляд, связан интерес корпоративных клиентов к новым сервисам ИБ?

С.А.: В первую очередь, с оптимизацией расходов на содержание своей ИТ-инфраструктуры. Компаниям хочется отдать в надежные руки непрофильные для себя функции.

J.I.: Какие именно услуги ИБ будут востребованными?

С.А.: По моим наблюдениям, в настоящий момент наибольший интерес вызывает «Чистый интернет». Компании зачастую не хотят приобретать сложные дорогостоящие системы в свой ИТ-парк, но при этом вынуждены решать задачи по фильтрации трафика. И если оператор предоставляет базовую услугу, вполне логично воспользоваться его дополнительными сервисами. «Спам-фильтр» актуален и востребован по тем же причинам.

J.I.: Провайдер услуг ИБ: как им стать?

С.А.: Во-первых, нужно выбрать сервисы, сформировать комплексный портфель предоставляемых услуг, а дальше – активно работать с абонентами в этом направлении.

J.I.: Спасибо за ответы!

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su