ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Создание централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Администрации СПб

Создание централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Администрации СПб

О заказчике

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) является одним из ключевых органов исполнительной власти Санкт - Петербурга, регулирующих политику экономического развития города. В круг его задач входит решение вопросов, касающихся различных областей жизнедеятельности северной столицы: от организации государственного заказа до развития предпринимательской деятельности, промышленности, сельского хозяйства,  потребительского рынка, и тарифной политики.

Задачи

Деятельность КЭРППиТ напрямую связана с активным использованием информационных технологий (ИТ). В настоящий момент в организации официально зарегистрировано 18 крупных информационных систем (ИС), внесенных в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем.

ИТ - инфраструктура КЭРППиТ включает в себя несколько десятков серверов, расположенных на трех территориально распределенных по городу площадках. Общее число пользователей в настоящий момент составляет порядка   350 человек. Наиболее востребованными в работе являются информационные системы государственного заказа, мониторинга социально - экономического развития и потребительского рынка,  электронного документооборота, кадрового и бухгалтерского учета. Поддержка и развитие ИТ - инфраструктуры осуществляется сотрудниками отдела ИТ.

В 2007 году руководством Комитета перед отделом ИТ была поставлена задача повышения уровня доступности контролируемых ИС, их отказоустойчивости, надежности функционирования ИТ - инфраструктуры в целом, а также повышения эффективности работы отдела ИС без увеличения штата и изменения состава сотрудников. Для достижения поставленных целей было принято решение о создании централизованной системы управления ИТ - инфраструктурой и реорганизации работы отдела ИТ с учетом лучшего мирового опыта.

Среди факторов, влияющих на выбор решения, были определены следующие:

  • требовательное отношение пользователей к ИТ, обусловленное активным использованием сотрудниками Комитета информационных систем и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству предоставляемых ИТ - услуг и своевременности оказания технической и консультационной поддержки;
  • разнообразие парка ПК, программного обеспечения, установленного в подразделениях Комитета;
  • жестко ограниченный бюджет ИТ.

Для решения поставленных задач и организации работ по внедрению, руководством Комитета было принято решение о привлечении стороннего консультанта. Результатом проведенного конкурса стало сотрудничество с компанией « Инфосистемы Джет », перед специалистами которой были поставлены следующие задачи:

  • автоматизировать основные операции по контролю и управлению ИТ - ресурсами;
  • обеспечить возможность проактивного обнаружения и локализации проблемных ситуаций;
  • реализовать сервисный подход в управлении ИТ - инфраструктурой.

Решение

Специалисты компании « Инфосистемы Джет » провели обследование существующей ИТ - инфраструктуры, изучили подходы к эксплуатации системы. Были определены основные объекты мониторинга: сервера, активное сетевое оборудование, системы обеспечения бесперебойного электропитания, а также ОС, СУБД, приложения (Lotus Notes, Citrix и др.).

В составе системы управления ИТ были выделены подсистемы, решающие следующие задачи:

  • мониторинга активного сетевого оборудования;
  • мониторинга серверов и приложений;
  • управления рабочими местами.

Доступ к информации мониторинга осуществляется с единой консоли оператора.

Для построения централизованной системы мониторинга специалистами КЭРППиТ и компании « Инфосистемы Джет » было выбрано программное обеспечение компаний Hewlett - Packard и Microsoft.

В настоящий момент мониторинг ИТ - инфраструктуры КЭРППиТ осуществляется круглосуточно. Организован контроль сети передачи данных, серверного оборудования, ПО и программных комплексов, развернутых на удаленных площадках. Автоматизирована подготовка ежедневных отчетов, в которых отражаются данные о работе оборудования, в частности, сведения о недоступности тех или иных сервисов и сбоях в работе подсистем. Данные отчетов хранятся на сервере системы и доступны за любой период времени с начала ее функционирования. Система регулярно формирует отчеты о составе оборудования и ПО, что необходимо при планировании изменений, модернизации оборудования и внедрении новых ИТ - услуг.

Результат

Работа была рассчитана на шесть месяцев, но   заинтересованность   руководителей и ИТ - специалистов КЭРППиТ   в результатах проекта и активное участие в его реализации позволили завершить проект на два месяца раньше запланированного срока.

Особое внимание было уделено обучению специалистов отдела ИТ Комитета. Оно осуществлялось в два этапа. На первом, по рекомендации компании « Инфосистемы Джет », сотрудники отдела прошли обучение на специализированных курсах производителей ПО. А на втором – специалисты компании « Инфосистемы Джет », осуществлявшие установку программных продуктов, в ходе проекта организовали практическое обучение основным способам и методам работы с системой.

Система управления ИТ обеспечивает вы полнение следующих функций:

  • контроль работоспособности и производи тельности активного сетевого оборудования:
    • выявление нештатных ситуаций в сетевой инфраструктуре;
    • обеспечение возможности графического отображения топологии сети;
    • сбор и агрегация данных о значениях контролируемых параметров активного сетевого оборудования;
    • учет и инвентаризация активного оборудования;
  • контроль серверов и приложений:
    • контроль доступности и производитель ности серверного оборудования, ОС, СУБД и приложений;
    • корреляционная обработка параметров мониторинга на уровне программных агентов (для серверов), с целью исключения незначащей, дублирующей информации;
    • выполнение автоматических корректирующих действий, включая запуск программ, на объекте управления;
    • графическое отображение дерева сервисов в виде карты взаимосвязанных объектов всех элементов ИТ среды (сеть, серверы, приложения, базы данных), обеспечивающие функционирование заданной ИТ услуги (т.е. оценка доступности ИТ услуг и приоритезация работ в зависимости от степени влияния проблемы на ИТ услугу);
    • генерирование отчетов о работе ИТ инфраструктуры, которые представлены в виде собственно отчетов (в форме таблиц или текстов) либо в форме графов (графическое представление показателей функционирования объектов мониторинга).

В контур системы управления серверами и приложениями включены все основные ИС.

  • управление серверами и рабочими местами:
    • учет (инвентаризация) аппаратных и программных ресурсов ИТ инфраструктуры;
    • контроль удаленных установки и инсталляции ПО;
    • удаленное управление компьютерами (функция Remote Control).

Работы по настройке и апробации системы проводились специалистами ИТ - отдела одновременно. Это дало возможность оперативно вносить необходимые изменения на всех этапах работ, и, следовательно, сократить время внедрения решения.

В результате проекта заказчик получил эффективную систему управления ИТ, которая позволяет контролировать и наглядно оценивать текущее состояние и работу всех элементов ИТ - инфраструктуры организации. Ее внедрение позволило достичь следующих результатов:

  1. повысить устойчивость работы информационных систем организации;
  2. автоматизировать деятельность персонала отдела ИТ по мониторингу и управлению конфигурацией ИТ - инфраструктуры;
  3. сократить время локализации и устранения проблемных ситуаций;
  4. получать консолидированные отчеты о функционировании системы и обеспечить сохранность этой информации в течение длительного времени;
  5. осуществлять обоснованную приоритезацию выполняемых работ;
  6. обеспечить руководство отдела ИТ оперативной и статистической информацией о работе ИТ - инфраструктуры.

В рамках проекта была решена задача повышения защищенности рабочих мест пользователей ИТ за счет централизованного распространения « разрешенного » программного обеспечения и предназначенных для него пакетов обновлений. Это позволило значительно снизить нагрузку на персонал отдела ИТ.

После завершения проекта специалисты компании « Инфосистемы Джет » осуществляли сервисную поддержку системы управления ИТ КЭРППиТ: выполнялись работы по проверке, оценке функционирования, а также по запросам заказчика, « донастройке » развернутой системы.

Развитие проекта

Специалистами компании « Инфосистемы Джет » было проведено обследование организации деятельности по управлению и эксплуатации ИТ - инфраструктуры КЭРППиТ. В результате была дана оценка текущего уровня зрелости процессов деятельности в соответствии со стандартом CobIT, определены основные направления дальнейшего развития в рамках внедрения сервисного подхода к управлению ИТ. В частности, было дано заключение о том, какие процессы управления ИТ являются основными, критичными для работы Комитета и требуют внимания и поддержки. Было определено, какие из процессов и в каком объеме необходимо внедрять и детализировать для обеспечения функционирования ИС в условиях развития системы, изменения нагрузки, повышения уровня требований пользователей к качеству ее работы.

Вернуться к содержанию выпуска
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su