ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Рабочая станция как бизнес-приложение

Рабочая станция как бизнес-приложение

Мониторинг работы бизнес-приложений, направленный на определение и контроль значений параметров «удовлетворенности» пользователей при работе с основными производственными системами, безусловно, важен. Многие наши заказчики ориентируются именно на такой подход, но иногда забывают, что в итоге рабочим инструментом пользователя является рабочая станция: как стационарный компьютер, так и ноутбук, и даже тонкий клиент. Любая измеренная транзакция, отклик бизнес-приложения, любой статус «все хорошо» в консоли системы мониторинга, по сути, не отражают способность пользователя зайти в бизнес-приложение и выполнить необходимые действия. В случае неконтролируемой ошибки вагон не встанет под загрузку, не оформится накладная на доставку новой 50’’ плазмы покупателю, не начнется обратный отсчет для запуска спутника связи…

Безусловно, можно рассмотреть вариант установки на каждый компьютер пользователя1 GUI-робота, отслеживающего возможность и скорость выполнения бизнес-операций. Но насколько такой подход экономически, технически и функционально оправдан? Гораздо эффективнее, на наш взгляд, принять за аксиому следующий тезис – любой компьютер пользователя, обладающий комплектом из эталонного программного обеспечения, настроек этого ПО и операционной системы, способен подключиться к бизнес-системе и запустить требуемые бизнес-операции. Конечно, остаются вопросы аппаратного обеспечения компьютера: включен ли он вообще в сеть, не сломался ли жесткий диск или монитор, присутствует ли доступ к сети и пр.

Аппаратные проблемы обычно сообщаются пользователями и регистрируются в системах класса Service Desk (к примеру, в журнале дежурной смены). Прочие проблемы отслеживаются системами мониторинга и эффективно решаются дежурной сменой или выделенными специалистами. В итоге остается один вопрос: как гарантировать эталонность установленного ПО и его настроек? Для этого и существуют решения по автоматизации процесса подготовки, распространения, настройки и контроля использования программного обеспечения на компьютерах пользователей.

Но если в штате ИТ-блока выделены специалисты, призванные решать вопросы с компьютерами пользователей, зачем нужна система автоматизации, под которую еще необходимо выделить вычислительные мощности, провести закупку лицензий, нанять дополнительных специалистов для обслуживания и поддержки? Дело в том, что, по приблизительным расчетам компаний, специализирующихся в области статистических оценок, стоимость собственно компьютера составляет всего около 20% от суммарных затрат в течение срока службы ПК (около 5 лет). Значительная доля (~35%) – это затраты непосредственно на администрирование, т.е. на обновление и настройку ПО и операционной системы, а также на диагностику неисправностей. Если еще рассмотреть вопросы, связанные с инвентаризацией компьютеров пользователей, учетом лицензий на программное обеспечение и соответствие корпоративным (отраслевым и прочим) политикам, то без системы, в которой накапливается, обрабатывается и хранится такая информация, просто не обойтись.

Нюансы и преимущества внедрения

Не зная, чем нужно управлять, невозможно построить сам процесс управления. На первом этапе внедрения системы автоматизации необходимо провести инвентаризацию аппаратного и программного обеспечения, установленного на компьютерах пользователей (в автоматическом режиме, иначе собранные данные устареют после сохранения файла этого отчета). Впоследствии эта информация служит основой для всевозможных отчетов и аналитики, направленных на контроль использования ПО и неизменности аппаратной части компьютеров. Выявляются случаи несанкционированного подключения внешних устройств и «оптимизации» аппаратного обеспечения: деинсталляция планок памяти или установка меньшего по объему жесткого диска.

После определения, формализации и стандартизации рабочих мест пользователей следует автоматизация рутинных операций администраторов. Такие операции знакомы всем нам – это установка требуемого бизнес-ПО, удаление несанкционированного ПО (распространенных сейчас мессенджеров, Mail.Ru Агента и другого «необходимого» ПО), проведение регламентных и экстренных (к примеру, при вирусной атаке) обновлений программного обеспечения, включая операционные системы. При этом количество одновременно устанавливаемых или обновляемых компьютеров должно быть произвольным и настраиваемым, исходя из задач, стоящих перед администратором. Немаловажно, чтобы администратор имел возможность гибкого выбора пула компьютеров не только по их названию, месторасположению и принадлежности, но и на основе ранее собранной инвентарной информации (объём оперативной памяти, размер свободного пространства на диске и т. д.).

Это имеет большое значение для поэтапной настройки парка компьютеров в организации или распространения нескольких эталонных образов на группы компьютеров.

Другой полезной и необходимой функцией систем автоматизации является возможность в любой момент времени вернуться к наиболее свежей рабочей конфигурации. Одним из рассматриваемых вариантов может быть организация процесса периодического резервного копирования данных пользователей или образа компьютера в целом.

Для организаций, имеющих разветвленную территориальную структуру, особенно актуален функционал удаленного доступа из единой консоли  на компьютеры пользователей для сбора необходимой диагностической информации при возникновении аварийных ситуаций, а также оказания помощи пользователям в затруднительных ситуациях. Предупреждаем: специалисты поддержки пользователей в итоге лишатся последней возможности получать хоть какие-то физические нагрузки при своем преимущественно сидячем образе работы. Поэтому при принятии решения о внедрении системы можно «проконсультироваться с врачами» – вопрос-то комплексный.

Руководителям ИТ-подразделений и ИТ-блока в целом, несомненно, будет полезен функционал ведения единой базы лицензионной информации, содержащей данные об используемых лицензиях на ПО. В результате случаи нарушения лицензионных соглашений сводятся на нет, своевременно продлевается поддержка, а лицензионное ПО более эффективно распределяется на компьютерах пользователей. Возможность использования средств отчетности, направленных на обработку и предоставление накопленной информации в разнообразных разрезах, – статистика запуска и использования ПО в зависимости от рабочего времени, перечень редко используемого ПО, перечисление попыток изменений системных настроек и пр. –  также очень востребована.

Естественно, что система управления компьютерами пользователей должна поддерживать все используемые в организации аппаратные платформы и программные продукты для создания полного и замкнутого контура управления. Она также должна обладать возможностью интеграции с уже существующими системами в организации. К примеру, с Service Desk для регистрации запросов пользователей на обслуживание, с финансовой системой для получения информации о приобретенных аппаратных средствах, с системой корпоративной отчетности для составления и рассылки периодических инвентаризационных отчетов и др.

Отметим, что практически все современные системы в той или иной степени поддерживают перечисленные нами функции. Но, как известно, дьявол прячется в мелочах. Поэтому необходимо сравнить средства автоматизации, представленные на рынке, исходя из нашего опыта их использования.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su