ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Облако: Проверено на себе

Облако: Проверено на себе

Последние два года тема облачных вычислений не сходит со страниц отраслевых изданий. Что касается непосредственно бизнеса, то и здесь наблюдается некоторый сдвиг в сторону cloud – имеют место первые осторожные попытки использовать эти технологии в реальной жизни. Заказчики начинают пробовать облака, что называется, в деле, появляются провайдеры, предоставляющие услуги на базе облаков, вендоры выпускают продукты для создания частной и гибридной cloud-сред. Облачное будущее, о котором говорили несколько лет назад, похоже, уже наступает. В то же время далеко не все игроки рынка четко представляют себе историческое происхождение и природу облачных технологий. Что это: революция в ИТ-отрасли, логическое развитие существующих уже много лет технологий, очередной удачный маркетинговый ход? Когда нам следует ожидать появления единых облачных регламентов? Обо всем по порядку.

Ничто не ново под луной, в том числе и облака

Облака по своей сути не что иное, как новая форма предоставления/потребления (с какой стороны посмотреть) ИТ-сервисов. И если говорить о cloud-революции, то она, конечно, произошла, но, скорее, не в техническом плане, а в умах людей. Для развертывания облаков по большей части используются все те же стандартные серверные платформы и решения по виртуализации. Фактически cloud’ы, предлагаемые сегодня разными вендорами, – это принципиально новая компиляция относительно давно существующих на рынке продуктов.

Согласно сведениям отчета Forrester Research, к 2020 г. объем облачного рынка составит $241 млрд, что на $200 млрд больше, чем в 2011 г.

В то же время с точки зрения бизнес-пользователя доставка ИТ-сервисов благодаря облакам вышла на качественно другой уровень. Здесь можно провести аналогию с посещением ресторана: если «дома» – в традиционной корпоративной ИТ-инфраструктуре – вы вынуждены «готовить» сами, затрачивая свое время и ресурсы, то cloud-среда («ресторан») позволяет значительно быстрее получить желаемое «блюдо». При этом вам совершенно не обязательно знать, как его приготовили. Вспоминается замечание одного из современных писателей: время, когда люди знали, как устроен каждый предмет, окружающий их, безвозвратно прошло. Сегодня мы предпочитаем просто получать услугу. Поэтому облако с точки зрения его названия – это прежде всего взгляд на ИТ-инфраструктуру со стороны пользователя, обертка, которая скрывает техническую начинку.

Рис. 1. Прогноз развития рынка публичных облачных вычислений до 2020 г. (по данным анали-тической компании Forrester Research)

Стандартный вопрос

Параллельно с ростом популярности облаков крепнет уверенность в необходимости разработки для них специализированных стандартов. В чем заключается причина этого? В неуверенности бизнес-пользователей в своем счастливом будущем в облаках. Если внедренное решение не сможет полностью закрыть актуальные ИТ-потребности компании? Как в случае необходимости гарантировать себе безболезненный переход от одного облачного провайдера к другому? Появление стандартов обеспечит возможность использования облачного связующего ПО, интероперабельность и простоту перехода в cloud-среду, как следствие, исчезнет угроза зависимости компании от конкретного поставщика услуг или технологии. Бизнес сможет выбирать облачную платформу и партнера среди разных хостеров, не планируя свою судьбу на 10 лет вперед. Представьте: вас перестал устраивать поставщик услуги, вы забрали виртуальную машину практически в онлайне и поставили ее к другому провайдеру – проблема решена. Это полноценные облачные модели потребления ИТ-ресурсов в действии.

Когда же нам следует ожидать появления единых стандартов, которые будут регулировать все модели облачных сервисов (SaaS, PaaS, IaaS)? В данный момент их разработка ведется целым рядом организаций. Например, в рамках проекта TOSCA (Topology and Orchestration Specification for Cloud Applications) над этим работают ведущие ИТ-вендоры, среди которых IBM, Cisco, EMC, NetApp, Red Hat и др. И мы полагаем, что через 3–5 лет кроссплатформенность как препятствие для распространения облачных технологий перестанет быть актуальной.

Первые облака в российском ИТ-небе

Мы одна из немногих на российском рынке компаний, которая может говорить о преимуществах и особенностях использования облачных решений исходя из собственного опыта. Еще в сентябре 2011 года мы совместно с корпорацией IBM развернули первый в России облачный стенд, реализующий концепцию Private Cloud, на площади Центра Инноваций IBM. Чуть позже тестовая зона Private Cloud была развернута в нашей компании и интегрирована с частью существующей ИТ-инфраструктуры. Ее появление стало логическим этапом развития бизнеса. Дело в том, что одними из наших ключевых бизнес-функций как системного интегратора являются разработка и проведение пилотных тестирований программных решений, тестирование новых продуктов, моделирование проблемных ситуаций и т.д. Соответственно, у каждого технического подразделения компании есть свои потребности в наличии необходимого объема вычислительных ресурсов.

До создания Private Cloud в качестве тестовых стендов подразделения использовали в общей сложности 180 серверов классической архитектуры Intel x86 и RISC, которые занимали несколько серверных помещений (30 стоек). Естественно, это ИТ-«хозяйство» в совокупности потребляло огромное количество электро- энергии – 200 кВт. В то же время оборудование не всегда было загружено на 100%. А при возникновении необходимости создания нового стенда вставал вопрос нехватки места в серверной и дополнительных мощностей.

Рис. 2. Утроение мирового рынка облачных сервисов за три года (по прогнозам IDC)

Итак, мы столкнулись с проблемами, характерными для традиционной ИТ-инфраструктуры: низкой утилизацией серверов и нехваткой ресурсов. В качестве решения можно было бы консолидировать вычислительные мощности с помощью виртуализации. Но здесь в игру вступают другие факторы. Упрощая физическую структуру и консолидируя серверы, мы в то же время создаем достаточно сложную логическую архитектуру, которую необходимо обслуживать централизованно. С другой стороны, нужно учитывать, сколько ИТ-ресурсов фактически потребила та или иная задача. Для реализации этих целей в компании пришлось бы создать отдельную службу, поскольку ранее каждое подразделение полностью несло ответственность за свою тестовую зону. Учитывая эти обстоятельства, мы понимали, что использования виртуализации будет недостаточно для удовлетворения всех наших бизнес-задач. И мы «устремили взгляд в облака».

Основой нашего облачного стенда стало решение IBM Service Delivery Manager (ISDM), которое поставляется в виде предустановленного ПО на виртуальных образах. Также мы использовали оборудование IBM BladeCenter и ПО виртуализации VMware vSphere. Почему мы остановили свой выбор на продукте «Big Blue»? Дело в том, что большинство облачного программного обеспечения на настоящий момент способно работать только со «своими» гипервизорами и оборудованием. IBM предлагает законченное решение (включает в себя и оборудование, и ПО), которое позволяет управлять «железом» и гипервизорами от разных вендоров.

Мировые аналитические компании сходятся во мнении, что к 2015 году cloud-среды станут повсеместным явлением для корпоративного сектора. А вот широкое распространение облаков среди частных пользователей – реалия уже сегодняшнего дня. Аккаунты в Facebook и ВКонтакте, почтовые ящики на Google и Mail.ru реализуют тот же принцип предоставления сервиса как услуги, что и облако.

Комплексный анализ наших тестовых систем, развернутых на 180 серверах, показал, что 60 из них не подлежат переносу в облако, т.к. они задействованы в нагрузочном тестировании или процедура тестирования в силу ряда причин требует именно физический сервер. В итоге для миграции были выбраны 64 машины, которые суммарно занимали 86U пространства в стойках. После завершения миграции в облачную среду системы должны разместиться на 11 физических серверах. Объем занимаемого пространства будет сокращен более чем в 5 раз и составит 16U, включая вспомогательные устройства и дисковые массивы. Также повысится утилизация – на 50–70% по сравнению с «до- облачным» периодом.

Рис. 3. Российский рынок облачных сервисов (по прогнозам IDC)

Кроме того, ISDM предоставляет конечным пользователям широкие возможности самообслуживания. Наши подразделения смогут самостоятельно заказывать необходимые ресурсы в облаке, пользуясь каталогом стандартных услуг. При этом предоставление и удаление услуг будет происходить автоматизированно, а объем использованных под каждую задачу ресурсов – учитываться биллинговой системой.

Система мониторинга ISDM позволяет ИТ-администратору своевременно оценивать и планировать развитие cloud’а: анализировать, как используются ресурсы, достаточно ли их на текущий момент. При необходимости к облаку могут быть подключены дополнительные процессорные мощности и дисковые ресурсы.

Облако – прежде всего инновационная идея предоставления традиционного сервиса

В результате общее время создания тестовых стендов, а следовательно, предоставления ИТ-услуг, должно существенно сократиться. До появления облака оно могло составлять 2–3 месяца, сегодня же мы ожидаем, что процедура выделения необходимых ресурсов будет занимать не более часа. При этом сетевую конфигурацию или архитектуру стенда также можно будет менять оперативно – практически на лету.

Нужно отметить, что наш облачный опыт не ограничивается решением от IBM. Как интегратор, мы тестируем и предлагаем нашим заказчикам решения и от других вендоров – HP, BMC, Microsoft, VMware, Parallels. Кроме того, мы можем помочь определить, насколько существующая у заказчика инфраструктура готова к внедрению облачных сервисов, и предложить оптимальные пути их развертывания.


Когда мы говорим об облачной модели предоставления ИТ-сервисов, нужно понимать, что это фактически новый формат старого доброго ИТ-аутсорсинга, его следующая стадия. Если обратиться к истокам нашей отрасли, можно вспомнить, что первые мейнфреймы IBM тоже предоставлялись пользователям в аренду. Человек фактически платил за пользование услугой – машинное время. Подобная ситуация в свое время наблюдалась и в Советском Союзе: у нас аналогичную функцию выполняли коллективные центры обработки информации. Но в то время ты не мог получить все и сразу: одновременно оперативность выполнения задач, масштабирование и автоматическое предоставление ресурсов. Сегодня же все эти возможности способна обеспечить cloud-среда.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su