ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?

Коммерческие ЦОД и облачные провайдеры: кто кого?

Появление публичных cloud-сервисов разнообразило возможности выбора для заказчиков, по тем или иным причинам отказавшихся от строительства собственных ЦОД. Раньше у них был один путь – обратиться к colocation-провайдеру и арендовать его помещения, обеспеченные необходимыми инженерными системами, для размещения своего ИТ-оборудования. Сегодня же можно обойтись и без собственных серверов: в распоряжении компаний – модели предоставления облачных услуг IaaS, SaaS, PaaS (соответственно инфраструктура, ПО или платформа как сервис). В прессе уже появляются мнения, что в обозримом будущем облачные провайдеры по степени востребованности станут наступать на пятки коммерческим дата-центрам. Действительно ли это так? И составляют ли они вообще конкуренцию друг другу? Здесь есть довольно интересный момент. Cloud-провайдеры, конечно, специализируются на облачных вычислениях, но технологической основой этих вычислений является вполне стандартное «железо», которое они должны где-то размещать. И в большинстве своем они ставят это оборудование в коммерческих дата-центрах – у своих же «конкурентов». Или сам colocation-провайдер, стремясь более эффективно использовать свои ресурсы, предлагает облачные услуги своим клиентам. Иначе говоря, этот рынок представляет собой многослойный «пирог», и нижний «корж» в нем – коммерческие ЦОД. Без их существования говорить о предоставлении услуг на базе публичных облаков, скорее всего, не приходилось бы. Соответственно, формат чисто конкурентных отношений между cloud- и colocation-провайдерами не исключается, но в то же время представляется маловероятным.

Теперь сравним оба принципа предоставления сервисов на предмет их преимуществ/недостатков для бизнеса. И colocation-, и облачные провайдеры исповедуют одну финансово привлекательную идею – экономию средств за счет исключения расходов на сопровождение оборудования, коммунальные услуги и эксплуатацию инженерных систем ЦОД. Понятно, что при отсутствии корпоративного дата-центра CAPEX стремятся к нулю, их заменяют OPEX (арендная плата или плата за использование услуг).

Но при этом возникают вопросы, связанные с безопасностью. Рассмотрим публичное облако с точки зрения защиты информации: заказчик de iure, конечно, является владельцем своих данных, но de facto – нет. Его информация физически хранится вне компании – где-то «там». Какие шаги компания сможет предпринять для защиты данных от несанкционированного доступа или от потери вообще? Как в таком случае взыскать экономический ущерб? Особенно если подобных прецедентов еще не было, поскольку облачные технологии слишком молоды. Вдобавок отсутствуют единые стандарты, регулирующие использование моделей cloud-сервисов.

Для коммерческих ЦОД характерна другая ситуация: здесь данные хранятся на собственных серверах компании, но заказчик при этом не может влиять на условия их размещения и содержания. Оптимальное электропитание и климатические параметры, бесперебойное обеспечение эксплуатации оборудования – всё это неподконтрольно ему. Конечно, владелец коммерческого дата-центра прописывает эти показатели в договоре – на бумаге. В то же время в случае аварии компаниям не компенсируются экономические потери от вынужденного простоя арендованных ими серверов.

Корпоративный сектор в полной мере осознает риски обоих вариантов. Поэтому крупные финансовые, телекоммуникационные, ритейловые компании не уводят на чужие площадки критические бизнес-приложения и в принципе не смотрят в сторону публичных облаков (частные – это уже совсем другая история). Они преимущественно размещают у colocation-провайдеров почтовые серверы, некритичные back-office системы и др. Так, банки – участники международных систем Visa и MasterCard – для соответствия их требованиям обязаны обеспечивать высочайший уровень физической безопасности оборудования, на котором хранятся данные держателей карт и обрабатываются карточные операции. Это прежде всего организация отдельного помещения с укрепленными стенами («сейфа») внутри дата-центра, строгое ограничение физического доступа к серверам, круглосуточное видеонаблюдение и т.д. Способны ли провайдеры на настоящий момент предоставить корпоративным заказчикам подобные условия? Наша практика показывает, что нет.

Коммерческий ЦОД выгоден российским компаниям-арендаторам буквально до поры до времени. Сегодня уровень цен на аренду стойки в месяц у colocation-провайдеров – порядка 2–2,5 тысяч долл., то есть за год набегает около 30 тыс. При этом стойка-место в собственном дата-центре обходится в среднем в 70–80 тыс. долл. (с учетом затрат на строительство ЦОД). В итоге размещение оборудования на сторонней площадке имеет смысл, если речь идет о 3–4 годах. Если срок больше, экономически рентабельно построить собственный дата-центр.

С другой стороны, коммерческие дата-центры и публичные cloud-среды востребованы организациями, занимающимися программированием и научными разработками. Для них тот же простой оборудования в крайнем случае обернется потерей времени, но не финансов или репутации. Достаточно посмотреть на пользователей публичного облака Amazon: среди них – AMD (проектирование процессоров), множество научно-исследовательских институтов (биотехнологии, медицина). Уходить в коммерческие ЦОД и облака выгодно и для компаний SMB-сектора – уменьшение затрат для их бизнеса зачастую важнее, чем возможные риски.

Таким образом, говорить о более-менее массовом спросе на публичные cloud-среды в России можно будет, в лучшем случае, через 5–7 лет. Более реалистичный вариант – через 10. Облачная технология еще должна утвердиться, как, впрочем, и законодательная база, обеспечивающая ее надежное функционирование для всех участников процесса – продавцов и покупателей. Соответственно, увеличится число крупных провайдеров – сейчас их можно пересчитать на пальцах одной руки. Пока же предпочтение будет отдаваться коммерческим ЦОД. Провайдеры услуг colocation, в свою очередь, будут снижать стоимость аренды стойки-места – конкуренция на рынке даст о себе знать

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su