ИТ-портал компании «Инфосистемы Джет»

СМЭВ как «государственная шина»

СМЭВ как «государственная шина»

Около 10 лет назад была очень популярна идея создания единой базы данных (БД) с полной информацией о каждом гражданине нашей страны. Ее пополнение актуальной информацией строилось бы на донорских потоках сведений из информационных ресурсов ведомств, отвечающих за достоверность предоставленных данных.Соответственно, доступ к базе предоставлялся бы всем ведомствам по запросу.

Эта идея так и не была реализована, так как, помимо технических рисков по созданию и поддержке подобного «спрута», существовало и огромное количество организационных и политических рисков. Ответы на вопросы о том, кто будет отвечать за эксплуатацию БД, за достоверность представленных там сведений, за очистку полученных данных (не секрет, что до сих пор в базах ведомств существует часть дублированной и неполной информации), за инциденты, связанные с предоставлением неверной информации о гражданине (например, о налоговой задолженности или о судимости), так и не были найдены.

Но ИТ-технологии не стоят на месте, и идея предоставления информации как сервиса и реализации «государственной шины» как места размещения данных сервисов была воспринята весьма благосклонно.«Государственную шину с ведомственными сервисами» назвали СМЭВ – Системой мэжведомственного электронного взаимодействия.

Эта концепция убирала большинство политических камней преткновения идеи единой БД. Ответственность за достоверность и актуальность данных в новой концепции оставалась за теми ведомствами, которые и порождали информацию: данные об ИНН и доходах – это Федеральная налоговая служба, данные о паспортах – Федеральная миграционная служба, информация о сделках с недвижимостью – Росреестр и т.д.

Попытки выстроить эффективное межведомственное взаимодействие тянут за собой постепенную модернизацию всех систем, прописавшихся в СМЭВ. К сожалению, в рамках проекта одного ведомства невозможно реализовать все требования к качественной интеграции из-за организационных проблем

В то же время принцип построения сервисов, предоставляемых для пользования другим ведомствам, позволял выбирать вариант доступности данных в сервисе (online или offline) и способ подачи информации (в кратком или полном виде).Такое количество степеней свободы в «предоставлении данных на выход» информационным системам других ведомств позволило сделать интеграцию на уровне страны весьма гибким механизмом.

Проверка в деле

Безусловно, задачи, решаемые с помощью межведомственных интеграционных потоков, весьма разнообразны. На практике мы столкнулись с механизмами СМЭВ при организации автоматизированного процесса получения информации о физическом или юридическом лице из внешних ведомственных информационных ресурсов для специалистов одной государственной структуры.

Задача максимально быстрого получения необходимых данных о проверяемом субъекте требовала организации доступа к ресурсам множества ведомств. Для ее реализации требовалось:

  • прописаться в СМЭВ;
  • апробировать процесс получения данных из информационных ресурсов ведомств с помощью СМЭВ;
  • собрать требования с сотрудников государственной структуры о перечне необходимых данных и определиться с количеством ведомств, необходимых для их предоставления;
  • проанализировать сервисы выбранных ведомств на наличие всей необходимой информации;
  • при необходимости получения дополнительной информации согласовать с ведомствами разработку новых сервисов для решения задачи взаимодействия.

Из перечисленных пунктов самым простым оказалась прописка в СМЭВ, т.е. разработка сервиса получения данных из сервисов других ведомств и его размещение в СМЭВ. Таким образом, наш заказчик получал свое электронное имя и адрес в системе межведомственного взаимодействия. С их помощью он мог официально запрашивать требуемые сведения, а системы-доноры информации могли официально передавать данные именно ему.

Для апробации процесса получения данных из внешней ведомственной системы был выбран уже существующий в СМЭВ сервис. Однако автоматизация запроса данных и получения информации была лишь верхушкой айсберга. Для качественной интеграции этого процесса требовалось не только реализовать информационный поток между ведомствами на уровне шины СМЭВ, но и донести полученные сведения до конечного пользователя. Иначе говоря, нужно было внедрить полученный информационный поток в сложный ИТ-ландшафт систем заказчика.

Ввиду наличия различных категорий данных в системах разных ведомств (в том числе конфиденциальных, секретных) СМЭВ часто является внешней шиной, расположенной в публичном сегменте сети ведомства. В связи с этим дальнейшая интеграция информационного потока – это отдельный процесс, состоящий из множества этапов, начиная с переноса полученных данных через воздушный зазор во внутреннюю сеть и заканчивая их обработкой с помощью аналитических алгоритмов для представления конечному пользователю сухого остатка. В нашем случае в этом процессе было задействовано от трех до семи подсистем заказчика в зависимости от типа получаемых данных.

Работа по реинжинирингу подсистем для доставки полученной информации до конечного пользователя потребовала большего количества времени и ресурсов как нашей команды, так и заказчика, чем реализация процесса «запрос-ответ» в СМЭВ. Тем не менее, существующих потоков оказалось недостаточно. Более того, потребность заказчика в количестве запросов, обрабатываемых в единицу времени, оказалась несколько выше, чем производительность сервиса ведомства, предоставляющего данные.

Таким образом, попытки выстроить эффективное межведомственное взаимодействие тянут за собой постепенную модернизацию всех систем, прописавшихся в СМЭВ. К сожалению, в рамках проекта одного ведомства невозможно реализовать все требования к качественной интеграции из-за организационных проблем, т.к. в преобразовании задействованы информационные системы, входящие в зону ответственности разных организаций. В то же время выстраивание межведомственных информационных потоков позволяет сформировать требования к этой модернизации.

Проблемы и перспективы

Безусловно, у СМЭВ существует масса сложностей. В их список входят как неготовность информационных систем ведомств предоставлять всю необходимую информацию, так и производительность самой СМЭВ. При изначальном проектировании ее архитектуры как пилотной зоны по интеграции ведомств не учитывался фактор масштабирования подобного решения. Важнее было поэкспериментировать с самой идей общегосударственной интеграции. Поэтому с развитием СМЭВ и появлением большого количества сервисов основная электронная транспортная магистраль государства перестала справляться с нагрузкой. Все заговорили о «пробках» в СМЭВ и необходимости модернизации ее технологической составляющей.

В итоге в 2013 г. Дмитрий Медведев подписал указ о перепроектировании архитектуры СМЭВ. В частности, о введении в систему новой функциональности: атрибутирования входящих и исходящих сообщений, их маршрутизации, динамического мониторинга событий, статусов и т.д. То есть реализуется то, что на первом этапе проектирования отрезали для ускорения создания пилотной зоны.

Однако вся пока еще недолгая история СМЭВ подтверждает, что интеграция невозможна без реинжиниринга процессов внутри ведомственных информационных ресурсов – поставщиков данных. В целом на данном этапе подобную «сервисную» интеграцию вполне можно рассматривать в качестве двигателя прогресса в части не только построения «умного государства», но и смены процессов работы самих ведомств.

Вернуться к списку статей
Оставьте комментарий
Мы не публикуем комментарии: не содержащие полезной информации или слишком краткие; написанные ПРОПИСНЫМИ буквами; содержащие ненормативную лексику или оскорбления.
О журнале

Журнал Jet Info регулярно издается с 1995 года.

Узнать больше »
Подписаться на Jet Info

Хотите узнавать о новых номерах.

Заполните форму »
Контакты

Тел: +7 (495) 411-76-01
Email: journal@jet.su